Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы. Отношения между продавцом (лицензиатором) или покупателем лицензий (лицензиатом), с одной стороны, и агентом - с другой, регулируются на основе лицензионного агентского соглашения. Лицензионные соглашения отражают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. Кроме научно-технических аспектов, комплекс отражает финансовые отношения, производственные отношения по реализации продукции и др. Типовые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями (комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и др.). Типичными являются соглашения, представляющие лицензиату право на запатентованное изобретение илои технологический процесс вместе с техническими значениями, опытом, «ноу-хау», а также с правом использования товарного знака. В качестве возмещения на использование предмета соглашения лицензиат уплачивает некоторое вознаграждение. Различают: лицензионные вознаграждения, размер которых определяют на основе фактического экономического результата использования лицензии (это могут быть периодические процентные отношения, участие в прибылях); лицензионные вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензий, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (первоначальный платеж наличными; национальный платеж; передача ценных бумаг лицензиата; передача встречной технической документации). Периодические процентные отношения или текущие отношения («роялти») устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате). Принципы расчета процентных отношений следующие: со стоимости производимой по лицензии продукции; с суммы продаж лицензируемой продукции; с единицы выпускаемых или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости; на специально обусловленной базе (например, с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.). Ставки текущих отчислений дифференцированы в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. В лицензионное соглашение может быть включена оговорка о минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом. Уровень ставок текущих отчислений в современной практике колеблется от 2 до 10 %. Чаще встречаются ставки в 3-5%. Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом.
Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности. Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель: Фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника); – вооруженность работников нематериальными активами; – средняя списочная численность персонала; коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов Показателем эффективности работы персонала является выручка от реализации на одного работающего (). Модель (12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала: – выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов. Модель (13) отражает влияние факторов на изменение прибыли: – рентабельность продукции или рентабельность продаж; – коэффициент оборачиваемости нематериальных активов; коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости – основных фондов; – средняя годовая стоимость основных фондов. Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведенных выше моделях используем взаимосвязанные факторные индексы и покажем методику их применения на примере модели (13). Перед непосредственной иллюстрацией методики применения взаимосвязанных факторных индексов целесообразно кратко остановиться на логике их построения. Сущность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами. Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно "а", "б", "в") у = а б в. Индекс результативного показателя (Iy): . Абсолютное изменение результативного показателя равно разности числителя и знаменателя: ?у = а1 б1 в1 - а0 б0 в0. Дальнейшие рассуждения следующие: 1. Оцениваем влияние фактора "а" на результативный показатель. Изменение фактора "а" происходит во взаимодействии с факторами "б" и "в", то есть , ?а = (а1 - a0) б1 в1. 2. При построении каждого следующего факторного индекса от уже изученного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора "б" имеем , ?б = a0 (б1 - б0) в1. 3. Следовательно , ?в = a0 б0 (в1 - в0). Взаимосвязь индексов . Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов: ?y = ?a ?б ?в. Вернемся к модели (13) (исходные данные для расчетов приведены в таблице - 3). Индекс изменения чистой прибыли или 100,3%. Прибыль увеличилась на 0,3%, что в абсолютном выражении равно разности числителя и знаменателя: ?П = 12090 - 12050 = 40 млн. руб. Индекс рентабельности продукции (фактор "а"): . В нашем примере (таблице - 4) 1,043 или 104,3%. Для упрощения дальнейших расчетов используем алгоритм: ?а = (а1 - a0) б1 в1 г1 д1. Имеем (0,27) 2,26 0,31 0,465 26 000 = 2 286,97. Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"): . ?б = a0 (б1 - б0) в1 г1 д1 = 0,625 (0,22) 0,31 0,465 26 000 = 515,33. Таблица 3 - Показатели работы фирмы за два года (в сопоставимых ценах, млн. руб.) Показатели Базовый год Текущий год 11 Выручка от реализации (без НДС и 16 365 18 548 акцизов) 22 Средняя годовая стоимость основных 25 000 26 000 фондов 33 Средняя годовая стоимость 8 000 8 200 нематериальных активов 4 Чистая прибыль 10 200 11 877 По данным таблице - 3 произведем расчеты показателей рентабельности, использования основных фондов и нематериальных активов (таблице - 4).
Товарный знак выполняет следующие задачи: служит ориентиром при выборе товара; указывает на наличие соответствующего качества товара; выделяет товар из однородных товаров других производителей; показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве; реклама товаров, так как обеспечивают производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары; позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака. Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (является составной частью интеллектуальной собственности). Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов. Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями. Следствием инновационной деятельности являются новые художественно- конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другим признакам (схема 1.1). Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные. Схема 1.1 - Классификация лицензий Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. 1.2 Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.